Исцеление воспоминанием. Анкета

 

Исцеление

Фото: Elizabeth Lies

Анкета для самостоятельной проработки болезни по методу «Исцеление воспоминанием» (Gilbert Renaud, «Recall Healing» www.recallhealing.com). Используйте анкету как план. Ответы пишите в тетрадь для того, что бы было можно развёрнуто написать, или что то отметить дополнительно.

Общие данные

  1. Дата рождения
  2. Место рождения
  3. Правша или левша
  4. Семейное положение
  5. Количество лет в браке
  6. Дети
  7. Отношения в вашей семье (раньше и сейчас)
  8. Отношения в родительской семье (раньше и сейчас)
  9. Ваш порядковый номер рождения, т.е. вы первый ребенок, второй и т.д. (включая аборты и мертворожденных, порядковый номер по маминой и папиной линии могут различаться):
  10. Количество выкидышей у матери, у вас (ж)
  11. Количество абортов у матери, у вас (ж)
  12. Образование
  13. Основная профессия
  14. Увлечения
  15. Когда у вас наступил «возраст независимости, автономности» — вы стали жить отдельно от родителей и не зависеть от них материально?
  16. Основная проблема (причина обращения, диагноз)
  17. Цель (четко сформулируйте свой запрос)

Линия жизни

Опишите ниже значимые события вашей жизни (трагедии, травмы, шоки, страхи, а также и радостные или другие какие-либо значимые события). Начиная от настоящего момента и до момента рождения (лучше «обратным ходом», от сейчас к рождению).

Опишите все важные моменты, которые можете вспомнить в четырех колонках. Отметьте для себя какие события вы не отработали, не отреагировали тогда — отреагируйте сейчас. Отметьте возраст на момент события, с точностью до месяца, дату события, само событие и вашу реакцию на него. По дате: важна дата, когда вы узнали о событии, или процессе. Например близкий родственник заболел давно, но узнали о болезни вы только в какой то определённый день — его и указываете.

Обратите внимание на те события, которые имеют отклик внутри тела, или на те события, которые вы не хотите вспоминать. Сделайте то, что вы тогда хотели сделать, но не сделали (поплачьте, выскажитесь, прокричитесь). Если чувство не определено – просто глубоко подышите.

Радостные события тоже указываете, особенно те, что повлияли на жизнь, или те, на которые вы не отреагировали полно, сдержали радость.

Нарисуйте линию времени. Отметьте события из таблицы на линии времени, а так же другие важные события — от беременности вашей мамы, вашего рождения и далее до сегодняшнего дня, указывайте свой возраст на момент события (год и месяц).

Исцеление воспоминанием

Исцеление воспоминанием

Подробности

  1. Дата/возраст на момент обнаружения болезни
  2. Внезапный шок и значимые происшествия/события, случившиеся незадолго до обнаружения болезни — до 12 месяцев «назад» (негативные и позитивные)
  3. Очень сильные страхи и испуги (внезапные, навязчивые или хронические)
  4. Сильные неприятности (в которых были горе, злость, раздражение)
  5. Внезапные травматические происшествия (смерть близкого родственника и т. п.)
  6. Принимали ли вы наркотики, злоупотребляли ли вы алкоголем, курение (подробнее)
  7. Хронические заболевания (подробнее) — у вас и у близких родственников
  8. Принимали ли вы антидепрессанты, обращались ли за помощью в психиатрические заведения — вы и близкие родственники
  9. Попытки самоубийства, мысли о самоубийстве — у вас и у близких родственников
  10. Пищевые привычки, лишний вес
  11. Занятия спортом
  12. Увлечения магией, парапсихологией, эзотерикой — у вас и у близких родственников
  13. Дополнительные подробности — то, что посчитаете нужным сообщить и так подробно, как посчитаете нужным

Фаза программирования и детство

Что происходило в жизни ваших родителей (аварии, увольнения, смерти, болезни, природные или вызванные человеком катастрофы, совместное проживание с родителями одного из молодоженов) в следующие периоды.

  1. За год до вашего зачатия
  2. Во время вашего зачатия. Обстоятельства у ваших родителей во время вашего зачатия
  3. Во время того, как мама была беременна вами
  4. Обстоятельства ваших родов
  5. Первый год вашей жизни

Как вы воспринимали отношения между вашими родителями, а также между мамой и вами, и между папой и вами в возрасте до 7 лет. По отдельности все три линии (мама-папа, вы-мама, вы-папа). Была ли любовь, понимание, уважение, было ли вообще общение? Важно не столько то, что было «на самом деле», сколько ваше субъективное восприятие этого?

То же самое, но менее подробно, с 7 до 15 лет?

Как бы вы охарактеризовали свое детство: счастливое или несчастное, легкое или тяжелое и т. п. Желательно подробно

Семейное дерево

Насколько вам это известно. Три поколения назад: ваши родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, а также их братья и сестры, особенно если с ними происходило что-то трагическое, необычное или связанное с вами.

  1. Названы ли вы в честь кого-то из своих же родственников? Совпадает ли ваше имя с именем кого-то из родственников (или часть имени)?
  2. Были ли у ваших родственников проблемы и болезни, аналогичные/похожие на ваши проблемы и болезни?
  3. Ваша мама. Дата рождения, порядковый номер рождения (включая аборты и выкидыши), имя, значимые обстоятельства из жизни, болезни, семейная жизнь, характер, удовольствие от жизни. Ваши отношения (сейчас и раньше). Ее отношения с ее родителями.
  4. Ваш папа. То же самое.
  5. Ваши дедушка и бабушка по маминой линии. То же самое.
  6. Ваши прадедушка и прабабушка по маминой линии. То же самое.
  7. Ваши дедушка и бабушка по папиной линии. То же самое.
  8. Ваши прадедушка и прабабушка по папиной линии. То же самое.
  9. Кто-то из ваших близких родственников или родственников ваших предков, про которого вы считаете нужным сообщить (какие-то необычные или особо трагические обстоятельства из жизни, вы как-то с ним связаны, похожие болезни или обстоятельства жизни и т. п.). То же самое.
  10. Кто-то еще, кого вы воспринимали как близкого человека и про которого считаете нужным сообщить. То же самое.

Геносоциограмма

Пример:

Синдром предков

Литература

Gilbert Renaud «Recall Healing Pyramid of Health»

Кристиан Флэш «Биологическое декодирование болезней»

Райк Герд Хамер «Новая германская медицина»

Анн Анселин Шутценбергер «Синдром предков»

Олег Матвеев «Ясная практика жизни»

Арсений Гуричев

7 причин «несбывшихся мечт»

мечты сбываются

Фото: Evan Kirby

Почему не работают наши мечтания? Почему исполнение желаний не происходит. Хочу! «Хочу в институт поступить» — прекрасно же, человек отучится, инженером станет. «Хочу замуж» — то же ведь хорошо. Цель есть, мечта… Почему они не работают? У этого есть 7 основных причин.

7 основных причин «несбывшихся мечт»

  1. Отсутствие. Мечта есть, цели нет.
  2. Недостаточность. Мало желания.
  3. Страх реализации. Страх достижения мечты.
  4. Не соответствие своему уровню. Низкая самооценка.
  5. Бездействие и прокрастинация.
  6. Противоречие и конфликт.
  7. Нересурсное состояние. Напряженность, реактивность, агрессия.

Отсутствие цели

Цель может отсутствовать. Она остается на уровне голубой или розовой мечты. Вот, я хочу, чтобы все было хорошо. Цель не определена, подробнее об этом в статье ХСР (Хорошо Сформулированный Результат).

— Я мечтаю выйти замуж — говорит девушка.

— За кого?

— Ну не знаю, за хорошего человека.

– За какого хорошего конкретно?

– Ну не знаю. Что не понятно что ли? Хочу выйти!

Непонятно. Никому ничего не понятно. Она просто мечтает. Её цель никак не определена.

В теме здоровья то же самое. Человек ходит по врачам, начинаешь с ним говорить:

— Чего вы хотите?

— Ну, это, у меня болит…

— Я понимаю, а что вы хотите?

— Так у меня болит, вот у меня анализы…

Что он хочет, он не может сказать. Минут 20 уходит на то, чтобы понять его запрос, потому, что он сам не понимает чего он хочет. Он помнит, что ему раньше хорошо было, как он на лыжах ездил, на велосипеде катался, гулял. Сейчас у него нога болит и отекает, и это ему не нравится, но что он хочет он не может сформулировать.

Он мечтает о каком-то мифическом здоровье. Что это такое он не знает, он не может описать. С этой идеей он живет внутри и ходит по врачам, а у них тоже свои задачи. Врач пришла с утра на работу, в 15 ей домой, а дома у неё муж безработный, сын неустроенный, дел много, денег нет. В общем, часто врачу не до угадывания задач пациентов. Сам же человек не может донести до врача, что ему нужно. Подробнее на эту тему можно посмотреть в статье «Вы обязательно исцелитесь».

Недостаточность

Вроде бы хочется, но не получается, вернее получается, но как в басне Крылова «Лиса и виноград»:

«Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь».

Не очень-то и хотелось. Это «не очень-то и хотелось» — очень подлая штука. Она очень ярко работает в спорте. Там человек или бьется головой о планку и прошибает её, или, если он считает: «ну ладно, можно и выступить», «можно и прыгнуть», «можно и метнуть» — тогда у него ничего не получается. Если цель недостаточна, если от неё не  трясет: «Ну, я прям очень хочу, я на многое готов, чтобы это сделать», тогда она может не работать. Мало энергии — недостаточность.

— Нужно поделать дюбаж (tubage)… в 5 утра.

— Ой нет, в 5 утра я не могу, в 5 утра я сплю.

Страх

Страх чего? Страх того, что у меня это будет. Например, человек думает: «Если я на самом деле устроюсь  на эту работу, а их там 300 человек, а мне 25 лет всего, только что с института, вообще это нужно мне? Я лучше дома посижу, а то не дай Бог там что…».

Такой страх я испытывал, когда меня на второй год работы поставили заведующим отделением, я ночь не спал, меня трясло. Я думал: «Как я завтра приду, а эти ветераны буду оценивать меня? Они даже не помнят, как меня зовут».

Страх может быть значительным, он может обрубить саму возможность вообще, тогда цель не работает.

Или кто то,  когда то сказал парню, что он какой-то недостойный, ненормальный. Он полюбил красивую девушку, а она из обеспеченной семьи, образованная, и он сам себе думает: «Куда я её повезу? На «Волге» в хрущёвку?», и сам себе обрубает возможности, хотя он не может знать будущего, что там будет, он этого не знает. Это уже низкая самооценка, оценка несоответствия какому-то уровню.

Не соответствие уровню

Какие мечты у ребенка? Сначала он хочет кубик, потом игрушечный меч, потом не игрушечный мопед. Это одна ось, а другая – это «У всех есть телефон, и у меня должен быть». По-другому он не мыслит, только своими категориями, категориями потребностей своего возраста и уровня.

Взрослые ничем не отличаются. Им объяснили потребности и уровень. Объяснило общество, телевизор, реклама. С одной стороны, они хотят своих «кубиков, мечей и мопедов», с другой стороны ограничивающие убеждения: «Чай, не олигархи мы ездить по островам отдыхать». На самом деле посмотришь — перелеты, путёвки, акции, встречаются смешные цены, чтобы перелететь на эти острова. Самолёт бывает значительно дешевле поезда.

— Сколько бы вы хотели зарабатывать?

— Много!

— Много – это сколько?

— Ну, тысяч 40 было бы неплохо…

«Как я буду на Мерседесе ездить? Неудобно. Что руководитель обо мне подумает?» Как бы несоответствие уровню, а кто этот уровень придумал? Или нам кто-то объяснил это, сказал: «Твой номер 16, вот и сиди тут», или мы сами из-за низкой самооценки себя туда засунули. Цели отсюда становятся короткие, мелкие, в них никакой энергии нет.

В здоровье всё то же самое: «Ну это же не вылечить! Мне вот в Москве сказали, профессор сказал». О том, что профессор может быть с похмелья, или что-то перепутать, или у него может настать маразм – об этом не думается. Сказал авторитетный человек, что «все это уже конец, ходить не будет никогда» — все, так и будет. Или не будет?

Алексею Маресьеву тоже говорили, что он не будет летать, его роль – ползать у метро и попрошайничать, но он не послушался их, восстановился и полетел.

Бездействие

Прокрастинация. Почему задача должна решаться, если мы ничего не делаем? Ведь сидя дома, ничего не делая, цель не может быть реализована. Вспомните спорт: если человек сидит в зале, читает журнал про футбол – то у него с футболом ничего не происходит, нужна какая-то работа.

— У меня нет парня…

— А что ты делаешь?

— Ищу. Я сижу ВКонтакте.

— Всё?

— В Фейсбуке еще…

Этого мало, ничего не происходит. Это бездействие. Оно не влечет за собой никаких эффектов.

— 10 лет у меня болит голова.

— А что вы делали?

— К врачу ходил

— Хорошо. А еще что делали?

— Рентген делал.

— Помогло?

— Нет.

Он ничего не делает. Он все отдал на откуп медикам, и ждет, когда попадёт на него какой-то волшебный луч, и он исцелится. Бездействие – это очень прозрачная причина, по которой не работает цель.

Конфликт

Конфликт частей. По концепции Самостоятельных Единиц Сознания у нас есть части: роли, части, субчасти, субличности. Я могу быть водителем, отцом, мужем, врачом. В разных ролях я разный. Так же может быть разница ценностей. Иногда возникает конфликт этих частей — одна часть конфликтует с другой.

Например, у человека в ценностях семья, деньги и работа – 3 основных ценности, основных ролей: муж, отец, добытчик, Мужик, работник, успешный человек. Другие тоже есть: хобби, путешествия.

Он сидит на работе до 12 ночи, получает много денег. Жена ему говорит: «Ты  что вообще уже оборзел? Тебя нет дома 2 недели». Получается, что у него конфликтуют части «деньги», «работа» и  «семья» — ничего не клеится.

Если есть конфликт частей, тогда цель может быть не достигнута, она не работает. Конфликт может быть такой мощный и сильный, что может человека остановить. Остановить можно естественным образом, болезнью, например. Болезнь социально не порицаемая, и у него сработает такой механизм.

Нересурсные состояния

Вот проезжая часть, едут автомобили. Кому-то показалось, что другой водитель неправильный. Он не моргнул вовремя поворотником, почти подрезал. У человека возникает внутри определённое состояние: агрессия, отграничение от этого источника (как ему кажется) проблем, он сковывается, и в этом состоянии думает: «Да чтоб у тебя яйца отсохли!».

Энергии в этом посыле много, но если бы так всё работало, то у того водителя моментально бы отсохли яички, и он стал бы инвалидом. Естественно, что так  не может так всё работать. Имеется большой предохранитель для того, чтобы не любая наша идея имела реализацию.

Какое мне нужно состояние, чтобы моя цель реализовывалась?

В ХСР цель должна зависеть от меня, и не должна зависеть от другого человека. Соответственно, нересурсное состояние мы обсуждаем не чье-то, а своё — это у меня нересурсное состояние, и если я его вижу, то мне нужно перевести его в ресурсное.

Откуда берутся эти нересурсные состояния? Они берутся из нашего невежества. У нас есть какие-то представления о мироустройстве, и мы ему предъявляем миру (людям) ряд требований: правительство должно нам зарплату, городские власти должны чинить дороги, а в семье: муж должен обеспечивать семью, улыбаться всегда, с детьми гулять, в футбол с ними играть, еще он должен помочь тестю собрать баню, еще он должен хорошо зарабатывать, еще он должен хорошо выглядеть…

Вот набор каких-то требований, муж про это даже не знает, может случайно эти требования не выполнить. Начинаются претензии к нему и получаются неприятные ощущения: ощущение агрессии, закрытости, непонимания и т.д.

Такие же требования у нас к продуктам питания, к медикам, к милиции. В общем, мы много навыдумывали про это про все, а оно может не соответствовать нашим глубочайшим требованиям, и от этого накапливается какая-то озлобленность, потому что всё не так как я думал.

И так, 7 причин «несбывшихся мечт»

  1. Отсутствие. Мечта остаётся мечтой, да ещё и розовой, или голубой. Нет ни цели, ни измеряемого результата.
  2. Недостаточность. Мало желания, «не очень-то и хотелось…», «ну, давай».
  3. Страх реализации. Страх достижения мечты – «Что я с этим счастьем теперь буду делать?».
  4. Не соответствие своему уровню. «Я не достойна такого парня!», «Мерседес это не для меня!», «Мы, чай не олигархи, какие-нибудь!»
  5. Бездействие и прокрастинация. Пустое мечтание, без действия.
  6. Противоречие и конфликт. Противоречие мечты внутренним ценностям и убеждениям, или конфликт частей личности. «Он мне очень нравиться, но он не из христианской семьи», «Как друг я должен идти на праздник цеха, но как муж я должен быть дома».
  7. Нересурсное состояние. Напряженность, реактивность, агрессия.

Решение найдётся!

Арсений Гуричев

Проблемы в семье

Семья развод

Фото: Hisu Lee

 

Бывает, что в семейной жизни что-то пошло не так, как хотелось. Это может произойти и в молодой семье, и в опытной. От изменений отношений никто не застрахован. Вы входите в брак в одном возрасте, а сталкиваетесь с проблемой в другом, потому что за это время изменились и вы, и ваш партнёр. Да и сказочные представления о том, как должна жить семья часто не совпадают с реальностью. Золушка и Принц, Красавица и Чудовище…

Семья

Семья может быть оплотом, опорой, тылом, площадкой для совместного развития, а может быть фронтом, местом для сцен и придирок, встречающим человека холодом непонимания и отстранённостью. Встречаются разные люди, с разными привычками, культурами, традициями, пристрастиями и вкусами. Хорошо, когда они дополняют, помогают и усиливают друг друга. Синергия – это не сумма качеств, это умножение. Но, бывает и наоборот: приходит отрезвление, неудовлетворённость, постигает безнадёжное, жестокое и горестное разочарование.

Мама

Семья – это не только муж, жена и ребёнок. Часто в семью входит мама, тёща, другие родственники: свекровь, свекор, дяди и тёти, братья и сёстры жены и мужа. Бывает, что тёща («мама») чрезмерно участвует в жизни семьи, влезая во все щели и пытаясь «помочь». Она контролирует, она судит, она советует. Она обижается, когда её посылают и открывает «второй фронт» при первых признаках «вероломного нападения» на её дочь. Будучи чужим человеком, она считает, что у неё есть право на вторжение в частную жизнь других людей, которое ей даёт ЗАГС через печать на 14 странице паспорта её дочери.

Дети

Рождение ребёнка значительное событие в семье. Не рождение ребёнка – не менее значительное состояние. Ребёнок перетягивает на себя много внимания. За него есть страхи и переживания: родится ли здоровым, не заболеет ли, не умрёт. Об этом даже язык не поворачивается говорить. Такие мысли отталкиваются, вытесняются, но куда? Появление ребёнка перераспределяет энергию и время, меняет приоритеты, добавляет обязанностей и финансовых трат. К такому событию готов только взрослый человек. «Большой ребёнок», инфантил, даже если ему 27 лет и он метр восемьдесят ростом, не готов к рождению своего ребёнка.

Придирки

Постоянные придирки мужа, упрёк с его стороны, поиск предлога для замечаний – это может вымотать, истощить, измотать. Да, он работает и устаёт, но разве в этом дело… Жена бывает, не менее сильна в упрёках – повод может быть любой, как и форма её реализации: «мало времени уделяешь ребёнку», «мало зарабатываешь», «куда-то тратишь деньги», «много пьёшь», «не любишь», «шляешься», «друзья важнее чем я», «другие вон, а ты», «ничего не делаешь по дому» и так далее.

Измены

Жена может узнать об измене мужа. Случайное фото, переписка ВКонтакте, не выключенный телефон, ремень безопасности в автомобиле, пахнущий чужими духами… Осадок от такой информации очень неприятный, всё переворачивается. Такое ощущение, что это конец. Если вскрывается, что это было не раз и не два, то надежда на случайность измены не обсуждается. Остаётся ощущение запачканности, загрязнения.

Жена изменила… Это большой удар для мужчины. От такого известия можно оцепенеть. Можно ли простить такое, и если можно, то останутся ли отношения как до измены? В нашей традиции мужская измена более допустима, чем женская. Поэтому, или по-другому, но измена жены — это сильный удар по мужу. Горечь, негодование, ярость, досада сменяют друг друга и все эти чувства достаточно разрушительны.

Развод

Свадьба: решение, подготовка, выбор одежды и места, объявление друзьям и родственникам, надежды и радужные перспективы, белое платье и большой автомобиль – очарование, мечты и первый, а соответственно, сырой опыт. В Белгородской области (по данным http://belg.gks.ru) в 2015 году зарегистрировано более 12 000 браков, за тот же год оформлено более 6000 разводов – это не «новая мода», например, в 2002 году в нашем регионе распалось почти 9 000 семей…

Развод – это большое испытание для мужа и жены. По субъективной психологической оценке, стрессогенность развода – 76 баллов уступает только стрессогенности при смерти супруга/супруги – 100 баллов (Holmes Т.Н., Rahe R.H. The Social Readjustment Rating Scale // Journal of Psychosomatic Research. 1967. Vol. 11. P. 213-218; Rahe R.H., Arthur R.H. Life change and illness studies // Journal of Human Stress. 1978. 4(1). 3-15).

Перспектива не радужная… Опустошённость, беспомощность и тоска сменяются негодованием, неприятием и напряжённостью. Как это обсуждать со знакомыми, родственниками, коллегами – а они так и норовят «помочь»… Насколько тяжело вашим родителям от таких известий? Что будет с квартирой, общим бизнесом, кредитами? Как это повлияет на ваших детей и что стоит им рассказать про папу?

Развод – это не показатель ума (безумия), или знаний (невежества). Развод переживали такие люди, как профессор психологии Козлов Н.И., президент России Путин В.В., или актёр и поэт Высоцкий В.С. Каким выйти из развода – повреждённым или обученным?

Решение

Быть повреждённым или обученным? Психический травмирующий фактор – не хуже и не лучше любого другого, он тоже повреждает. Чувство, возникающее у вас, не возможно задавить — вы не робот и не компьютер. Человек закономерно испытывает горечь утраты или негодование, желание убежать или отомстить. Необдуманные поступки могут иметь непредсказуемые последствия. Повреждение себя обидой, или другого человека агрессией могут изменить вашу жизнь не лучшим образом.

Иногда достаточно выговориться, и это уже предотвращает нежелательные последствия. Следует учитывать насколько ваши друзья и подруги обязаны утилизировать продукты вашей психической деятельности: обиды, злость, негодование… В этом случае в качестве «Скорой помощи» рациональнее пользоваться профессиональной помощью психолога.

Психолог

Есть ли у психологов готовые решения, схемы, советы? Наверное, нет… Психолог не умнее вас, не опытнее, не лучше. Роль психолога может заключаться в оказании поддержки здесь и сейчас, в принятии вас таким, какой вы сейчас в сложившейся ситуации. Когда свершается неприятная ситуация мы зачастую видим жизнь через её призму, как будто ничего больше не существует, или прогнозируем ход жизни только через контекст проблемы. Психолог может помочь вам посмотреть на ситуацию значительно шире, этим снижается сила переживания и, соответственно, объёмы повреждения. Помощь психолога — это не медицинская помощь.

Никто не готов с детства ко всем трудностям, которые уготовила ему жизнь. Расставание со сказочным детством не всегда происходит легко и безболезненно. Действительность такова, какова она есть, с учётом нашего угла видения, ракурса, рамки.

В мире существует множество способов психологической помощи, и вы обязательно справитесь с проблемой. Справитесь для того что бы стать взрослее, сильнее, гибче, опытнее, чтобы стать более мудрым и принимающим действительность. Для того чтобы потом передать эту силу и мудрость, гибкость и принятие своим детям. Потому что делиться можно только тем, что у вас есть.

Решение найдётся!

Арсений Гуричев

Психология для жизни

Семинары по психологии

Фото: Ivars Krutainis

К декабрю подошёл к завершению большой проект живых встреч по практической психологии в Старом Осколе.

Открытая психология

«Оpen-psy», «Открытая психология», «Психология для жизни» – это цикл лекций и обсуждений важных для жизни тем практической психологии. Оpen-psy (Открытая психология) — занятия проходили бесплатно, или оплата по желанию (Pay What You Want) – это возможность людям без средств получить информацию.

Темы

  1. Психологический инфантилизм
  2. Пресуппозиции НЛП
  3. Хорошо сформулированный результат
  4. Секреты постановки цели
  5. Устройство психики
  6. Доступ к бессознательному
  7. Структура магии
  8. Секреты коммуникации
  9. Социальные отношения
  10. Здоровье (психосоматика)

Занятие по социальной психологии (социальные игры, поведение людей, микросоциум семьи) и занятие по здоровью (психосоматика, зачем люди болеют, как общаться со своим телом и возбудителями болезней и т.д.) проходят на последних неделях ноября.

Каждая встреча записана на видео в HD-качестве и аудио. Части видео записей доступны на моём канале в YouTube, примерные текстовые материалы в PDF-формате доступны по подписке здесь, или будут доступны, так же как частично аудио-записи.

Полные материалы

В декабре 2016 будут готовы 10 видео, 10 аудио и 10 полновесных текстовых материала в PDF-формате. Сейчас мы готовим эти полезные и исчерпывающие материалы по самым актуальным темам практической психологии, психологии для жизни.

В этих материалах вы сможете получить рабочую информацию по психологии для жизни в разделах здоровья, семьи, общения, работы, отношений, постановки целей и общую структуру (модель) всего что нас окружает.

Как жить так, что бы не было больно

Как общаться с людьми

Как понять, что вами манипулируют

Зачем происходят болезни

Кого не стоит брать на работу

Простой способ стать высокооплачиваемым

Что представляет опасность для психики

И другие полезные, практические темы.

Мои университеты

Я сам потратил очень много времени, для того что бы разобраться с этими вопросами и только за последние годы побывал на следующих тренингах и семинарах по практической психологии:

Тимур Гагин «Новый код НЛП»

Тимур Гагин «НЛП-Мастер. Эксплицитное моделирование»,

Светлана Бородина, Владимир Виноградов «Эриксоновский гипноз»,

Светлана Бородина, Владимир Виноградов «НЛП-Мастер»,

Джудит Делозье «НЛП III поколения. Мудрость тела, разума и поля»,

Сергей Ковалёв «Психокоррекция самостоятельных единиц сознания (С.Е.С)»,

Сергей Ковалёв «Психотерапия С.Е.С. Модуль создания функционала»,

Александр Кошарный «Целемотиватор»

и множество других тренингов, семинаров и коучинга он-лайн, как то:

Erickson Coaching International (Vancouver, BC) «Life-coaching»

Олег Римша, «Старт 1»

Андрей Парабеллум, Олег Римша «Старт 2»

и д.р.

Клиническая психология

Да, для «отрезвления» своего ума от заманчивых, но слабо доказательных «волшебных» концепций прошёл полноценное обучение по психологии — Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы — профессиональная переподготовка «Клиническая психология», которая хорошо легла на базовое высшее медицинское образование.

Психология для жизни

«Психология для жизни» – это результат более чем 25 летнего изучения, увлечения и проверки на себе практической психологии. Впервые встретившись с эффектами нелекарственной психотерапии в возрасте 15 лет, когда меня вылечил психотерапевт Николай Михайлович Журкелис за несколько сеансов от гастрита, в лечении которого были бессильны коллеги-врачи, я искренне заинтересовался практической психологией и так же искренне продолжаю интересоваться ей сейчас.

Что-то отвалилось за ненужностью; что-то не выдержало проверку практикой; что-то открылось, сбросив личину напыщенной сложности терминов и концепций; что-то развилось в новую – более универсальную концепцию… ведь не может быть во вселенной миллиард законов.

Нас не догонят

Очень помогает развитие с расширением интересов. Разные интересы дают возможность с разных сторон посмотреть на происходящее. В какой-то период времени некоторые окружающие несчастные пытались засунуть меня в свои представления, удерживая в привычных рамках – их понять можно. Когда мы меняемся, то окружению либо приходится меняться с нами, либо попридержать нас в том же месте где находятся они.

Они говорили мне:

ты – токарь, вот и занимайся токарным ремеслом,

ты эксперт – вот и занимайся экспертизой,

ты остеопат, вот и занимайся остеопатией…

«Хуюшки» — отвечу словами Елены Георгиевны, моей любимой в 90хх годах старшей медсестры приёмного отделения горбольницы №1 Вологды. Заниматься надо тем, что интересно, тем, что приносит энергию, что даёт максимально реализоваться, а мир не описывается одним языком, какой бы традиционный, или новаторский он не был.

Не счастья ради

Является ли «Психология для жизни» позитивной психологией? Нет. Хотя самая частая фраза «Всё нормально, всё в порядке». Только этот порядок и эта норма не являются безоблачным позитивистким существованием с закрыванием глаз на болезни, утраты, повреждения; на беспечные надежды вселенского, или личного счастья, утопические поиски Панацеи, универсального способа, волшебной таблетки и любого иного Счастливого Завтра.

«Психология для жизни» — это принципы, концепты, взгляды, описания, схемы, то есть модель. Модель, которая работает. Она далека от истины, как и далеки от истины любые другие модели, но это рабочая модель. Мало того, это даже не секретная информация, что-то описано в одних книгах, что то в других, что то есть у меня в статьях на этом сайте и на Биосфере.

Работать!

Дело в том, что зачастую ничего не делаем, мечтаем… Так проходят дни, недели, месяцы и годы. «Психология для жизни» — это ещё одна возможность для изменений, хорошо бы она не превратилась после покупки в велотренажёр, который приобретают для изменений, а используют в качестве вешалки для пиджака. Но, это ваш выбор…

Арсений Гуричев. Решение найдётся.

Структура магии

психолог Старый Оскол

Фото: Stefan Kunze

Люди любят чудеса… а чудеса любят людей. Сам я очень люблю рассказывать про чудеса, которые со мной происходят. О чудесном исцелении, или больших достижениях, но за этими чудесами обычно стоит какая-то работа.

Ежемесячно на просторах Сети появляются новые Панацеи: то достаточно пить соду, то воду по три литра ежедневно, то болюсы Хуато, то акулий хрящ, то янтарь. Или что-то не пить или не есть: мясо, или яйца, или сахар, или кофе.

Популярные темы

Холестерин, кальций, глисты, ВИЧ-СПИД, генно-модифицированные продукты, гомеопатия, память воды, сыроедение, голодание, палеодиета.
Экстрасенсорика, эзотерика, энергетика, астрология, чакры, прана, йога, сглаз, порча.
Мировое правительство, масоны, 25 кадр, теория заговора…

Последнее из моей коллекции: «вибрации Земли изменились и белок стал человеку не нужен» — это сказала врач…

Вопрос не в том, так ли все «на самом деле», а в том из чего состоит магия: условия, ритуалы, стратегии благодаря которым мы верим в то, или иное. Под магией здесь понимается любая магия от лечения людей, до предсказаний будущего.

Есть у «Болюсов Хуато», Скорой помощи, цыган и Феншуя что-то общее… Что же это? Что даёт нам вера в Весов и Дев, сглаз и порчу, цигун и медицину, профессоров и шаманов, экстрасенсов и участковых, и как это работает. Единая структура магии есть.

Структура магии

Структура магии описывается очень ПРОСТО:

Проблема – Решение – Отзывы – Сложности – Техника – Ожидание

Проблема

В общем-то для магии нужна её необходимость, то есть нужна проблема, а точнее её решение. Если проблемы нет, тогда её надо создать. Например, рассказать о холестерине, или глистах, вирусах, иммунитете, остеохондрозе, сглазе, порче, крахе доллара и т.д. Пойдёт и дырка в эфирном поле, и снижение свечения чакр, и грубое нарушение требования Фен-шуя, и грех, и геопатогенные зоны.

Решение

Есть проблема — есть и решение. Это может быть всё что угодно. Рассмотрим на примере способов снижения холестерина.

От холестерина

Статины (Аторвастатин, Розувастатин и Симвастатин и д.р.)
Коэнзим Q10 (вместе со статинами — из за их побочных действий)
Фибраты
Эзетемиб
Секвестранты желчных кислот
Антиоксиданты
Альфа-липолиевая кислота
Рыбий жир
Витамин С
Бета-каротин
Поликазанол
Фасоль
Корень одуванчика
Цветки Липы
Настойка Прополиса
Листья Люцерны полевой
Льняное семя
Желтокорень канадский
Томатный и морковный соки (чередовать)
Экстракт красного ферментированного риса
Стебли Сельдерея
Настойка Софоры японской и Омелы белой
Золотой Ус
Квас из Желтушника по Болотову

И так далее в стиле рецепта: «свежевыжатый сок 1кг лимонов смешать с 200г кашицы чеснока, настоять в холодном темном месте 3 дня и пить каждый день по 1 столовой ложке, разбавляя в воде».

Отзывы

Необходимо наличие положительных отзывов, историй, рассказов.

«Вот у меня соседка лечилась-лечилась, всё без толку. Потом стала просто пить в 5 утра свекольный сок по схеме и вылечилась».

Вообще необходима какая-то история, желательно что-нибудь древнее, или очень далёкое, или секретное.

Расшифрованные тексты ацтеков, или береста древних руссов, или книги древних китайских императоров, или записи лечащего врача Сталина, или методичка кремлёвского медпункта КГБ, или секреты староверов-целителей, переданные от деда внуку, длительно сохранявшиеся под страхом кары, но сейчас доступные по подписке на Youtube.

Сложности

Схема лечения должна быть. Желательно сложная, но преодолимая. Что-нибудь с цифрами:

первый день – 2 капли,

второй – 4 капли,

третий – 6 капель,

четвёртый – 8 капель,

и так далее до 18 капель и потом обратно.

Или надо выполнять строгую последовательность движений: Цигун, Йога, Тибетские жемчужины. Или надо ехать куда-то: Афон, Байкал, Индия.

Техника

Техника, ритуал, последовательность шагов. Это точное предписание того, что надо делать.

Например, вот инструкция к настройке программы Адвего-плагиатус:

«Внимание! Для правильной(!) и полноценной работы программы необходимо(!) провести правильные настройки:
— Необходимо включить: Гугл, Яндекс.ру, Яндекс.ком, Рамблер, Нигма и Qip;
— Необходимо выключить: Бинг и Яху;
— При появлении большого количества блокировок от поиской системы Nigma допустимо отключить ее в настройках;
— Прерывание: 0 (если необходимо узнать сам факт неуникальности, без подробного изучения документа, возможно установить значение равным 50);
— Совпадения: от 1%;
— Шингл: 4;
— Фраза: 4;
— Таймаут: на быстром интернете — 10 секунд, на медленном — экспериментируйте;
— Размер: 1000 кб».

Ожидание

После техники, ритуала, священнодействия нужно время для его реализации. Иногда тайминги очень короткие – секунды-минуты, иногда дни и недели, иногда – годы. Кто определяет тайминги? Оператор — он расскажет через какое время метод должен подействовать, или тайминги определены в части отзывов, заключены в историю.

ПРОСТО

Проблема
Решение
Отзывы
Сложности
Техника
Ожидание

Единая структура воздействия

Тимур Гагин и Светлана Бородина предлагают единую структуру воздействия ФДИЛС

или ФОКУС.

Единая структура воздействия (по Т. Гагин, С. Бородина)

Фиксация внимания
Депотенциализация сознательного контроля
Интервенция
Латентный период
Синхронизация

ФОКУС (по Т. Гагин, С. Бородина)

Фиксация
Отвлечение
Команда
Уход
Стоп

Фиксация

Фиксация внимания. Фиксация внимания на чём угодно: белый халат и неврологический молоточек, пёстрая юбка и перстни, синий плащ и хрустальный шар. Графики, диаграммы, доска учителя, иконы. Линии ладони, кофейная гуща, результаты анализов, график энцефалограммы, компьютерная томограмма. Дипломы на стенах, медали, значки, цепи, шапки. Звуки медитативной музыки, определённого набора слов, шум прибоя. Ощущения в теле Ци, энергетических каналов, токов жидкостей, пульсации. Думать, считать, представлять, вспоминать, визуализировать.

Отвлечение

Депотенциализация сознательного контроля – это отвлечение сознания, его критики и доступ к бессознательному. Транс, как депотенциализация. Наведение транса может быть любым способом: скукой, насыщением, перегрузкой информацией, разрывом шаблона, диссоциацией сознания и бессознательного, искажением времени, возрастной регрессией, внушением галлюцинаций и иллюзий, наведением транса через тело. Работает ссылка на авторитеты – кто же будет спорить с мэтрами, или учёными древности, или ссылка на свой личный опыт – приведение истории-примера из своего опыта, или опыта знакомых.

Команда

Интервенция – воздействие, внушение. Это собственно и есть суть магии. Да, суть магии во внушении на фоне депотенциализации. Внушение должно обращаться к бессознательной части, а бессознательная часть понимает образы. Вызывание образов в голове у человека приводит к появлению этих образов в его «карте», и её изменению. Теперь это другая карта реальности, и соответственно, другая реальность.
Внушения может быть косвенным, и они очень трудно фильтруются сознанием, потому, что их нет. Если их нет, то им трудно сопротивляться… Здесь применяется весь спектр речевых приёмов: использование должествований, квантификатор «может», обобщения, псевдологика, встроенные истории, наглые безосновательные утверждения, банальности, выбор без выбора, рефреминги, прямые внушения — команды.

Уход

Латентный период – это время «переваривания» идеи, время, необходимое на то, чтобы человек воспринял внушённую идею, как собственную. На внесение изменений в карту реальности нужно какое-то время. Длина этого времени так же может быть внушена.

Стоп

Синхронизация – завершение, или возврат к началу. Если в фазе депотенциализации человека уводили из реальности, то в фазе синхронизации его вводят обратно, синхронизируют. Синхронизация может и амнезировать бывшее внушение, или отвлечь от него на какой-то обыденный, или смешной момент. Так, в новостях под конец показывают сбежавших из зоопарка попугаев, или кошку, ухаживающую за щенками. То есть всё приходит к норме. Всё нормально. Всё в порядке…

Арсений Гуричев

51 коучинговый вопрос для смены работы

коучинг

Фото: Woraphon Banchobdi

Человек хочет найти работу и думает, найду работу и заживу по-новому. Или бывает момент, когда работа надоедает, превращается в пытку. Иногда даже в любимой деятельности наступает стагнация. Рутина не позволяет продолжить развитие.

Человек и работа так связаны… Страх потерять работу перевешивает над возможностями. Советы не помогают. Совет психолога не лучше совета подруги. Ответ находится внутри человека. Коучинг… Пройти через ограничения, найти ответ, увидеть ресурсы и принять их. Решение найдётся!

51 вопрос коучинга

1. Какова ваша основная занятость?
2. Это работа?
3. Что вы делаете на основной занятости?
4. Какой ваш основной источник дохода?
5. Вы ждёте пятницу?
6. Улучшалось ли ваше настроение перед выходными?
7. Чем вы заняты на выходных?
8. Это похоже на то, что вы делаете в течение рабочей недели?
9. У вас есть хобби?
10. Вы чувствуете себя «на своём месте» на работе?
11. Вы употребляете алкоголь в течение рабочей недели?
12. Ухудшалось ли ваше настроение перед началом рабочей недели?
13. Что вам нравиться делать больше всего?
14. Это совпадает с вашей основной деятельностью?
15. Вас всё устраивает в вашей деятельности?
16. Вы сами выбрали свою работу, или «так получилось»?
17. Чего вы избегаете, когда выполняете свою работу?
18. Каким вы себя почувствуете, если вас уволят с этой работы?
19. Вас что-то не устраивает в вашей работе?
20. Что заставляет вас продолжать это делать?
21. Что мешает изменить это?
22. Сколько энергии у вас забирает работа?
23. Отданная энергия компенсируется деньгами?
24. Отданная энергия компенсируется похвалой?
25. Ваша деятельность – это то, о чём вы мечтали?
26. Настало ли время расстаться с этой деятельностью?
27. Чем бы вам хотелось заняться больше всего?
28. Что получается у вас легко и непринужденно?
29. Что умеете делать вы, чего не умеют делать ваши знакомые?
30. Какие ваши навыки превосходят среднестатистические?
31. Какие ваши навыки и умения могут быть использованы в синтезе?
32. Что из того, что вы умеете делать может быть оплачено другими?
33. Что из того, что вы умеете делать наиболее востребовано?
34. Вы помните свой детский сад, или начальную школу?
35. Вы дружите с одногруппниками из детского сада?
36. Вы помните имена и фамилии всех одноклассников?
37. Со времени школы какие-то ваши убеждения изменились?
38. В какие игры вы играли в детстве?
39. Легко ли в детстве вы переключались с одной деятельности на другую?
40. Что вы чувствуете, когда меняетесь?
41. Что вы чувствуете, когда выбрасываете старые вещи?
42. Что вы чувствуете, когда избавляетесь от чемодана без ручки?
43. Чувствуете ли вы большую свободу после уборки в помещении?
44. Как вы чувствуете себя после уборки на балконе?
45. Каким вы будете ощущать себя, когда изменитесь?
46. Что произойдёт если вы поменяете работу?
47. Что будет если вы не поменяете работу?
48. Чего не будет если вы поменяете работу?
49. Чего не будет если вы не поменяете работу?
50. Какие шаги можно предпринять для изменений?
51. Какой шаг вы сделаете первым?

Решение найдётся!
Арсений Гуричев

ХСР

Хорошо сформулированный результат

Фото: Modestas Urbonas

Хорошо сформулированный результат

Есть желания, мечтания – это аморфно и неопределенно. Они могут быть сжаты до цели. Цель – это уже конкретно, но слабое звено здесь легкость постановки. Поставил цель, и сиди-жди, когда она будет достигнута. Цель ближе к желаниям, а достигаем мы результата. Результат – это исход наших действий.

Результат тоже может быть неопределенным, или нежелательным. Может быть вообще случайным. Бывает, что он изначально определялся таким образом – неопределенным, или нежелательным (с добавлением отрицания), например, «что бы все было хорошо», или «что бы голова не болела».

Шаблон неопределённости

Что бы все было хорошо – это шаблон неопределенности. Хорошо – это как? Мало того, что это понятие очень неконкретное, оно еще оценочное и, соответственно, субъективное. Попробуйте таким языком давать технические задания: спроектируйте хороший дом, напишите хорошую программу, создайте хороший самолет… Я хочу хорошо себя чувствовать – это тоже шаблон неопределенности.

Частица «не»

Отрицание в цели – это формулировка с частицей «не». Что бы голова не болела, что бы ногу не тянуло, что бы живот не бурлил – типичные не работающие цели. С одной стороны, нервной системе трудно создавать образ отсутствия чего-либо, с другой – частица «не» может вызвать обратную реакцию.

Не думай о белой обезьяне

Представьте абсолютную пустоту – что это чернота, или свет? Чернота или свет – это не пустота. Представьте отсутствие бутерброда с колбасой. И сверху лист петрушки, зеленый такой, пахнет петрушкой, или даже не пахнет, а оттеняет запахом петрушки запах колбасы. Представили отсутствие этого бутерброда?

Классика жанра: не думайте о белой обезьяне. Я запрещаю вам думать о ней, представлять эту белую обезьяну в красных сапогах! Не представляйте как она гримасничает, не представляйте её ужимки! Не думайте о белой обезьяне!

Выкинь из головы – отличный совет. Такой же полезный, как родительское предупреждение «Не упади!», или «Ты главное, не кури!».

В медицине большинство целей ставится вышеописанным образом. Поэтому, наверное, они плохо достижимы.

Модель ХСР

Модель ХСР – это модель достижимого результата. Если цель формулировать и прописывать по модели ХСР, то её достижение становиться более чем реальным. Эта модель позволяет нам перейти от определения цели к разработке желаемого результата. Результат – это репрезентация цели, разработанная со специфичностью, позволяющей нам понять, что делать.

Во время прописывания цели по ХСР она может быть изменена, или даже отклонена, так как не пройдет требований этой модели. ХСР можно применять практически в любой сфере жизни: в бизнесе, в здоровье, в личной жизни.

Требования ХСР (по Т. Гагин, С. Бородина)

  1. Ограничения.
  2. Положительная формулировка.
  3. Активная позиция.
  4. Конкретность.
  5. Рамки и границы.
  6. Ресурсы.
  7. Экология.

Требования ХСР (по Б. Боденхамеру и М. Холлу)

  1. Быть позитивно сформулированным.
  2. Описываться сенсорным языком.
  3. Контролироваться человеком, который хочет его достичь.
  4. Соответствовать контексту.
  5. Учитывать вторичную выгоду.
  6. Включать необходимые ресурсы.
  7. Быть экологичным для системы.

Базовые пресуппозиции НЛП в ХСР

Ресурсы есть

Все нормально (Все устроено правильно)

Человек выбирает наилучшее решение из тех, что видит сейчас

Карта – не территория

Наилучшая карта та, что дает больше возможностей

Способность изменяться дает больше возможностей

Все имеет позитивное намерение

Формулировка цели таким образом описывается, как SMART

SMART (По Б. Боденхамер)

Specific – Конкретность/Специфичность

Measurable — Измеримость

Attainable/Assignable – Достижимость/Определимость

Realistic/Rewarding – Реалистичность/Полезность

Timeable/Tangible – Временные рамки/Отчетливость

Цель должна быть

  1. Позитивна
  2. Конкретна
  3. Центрирована
  4. Срочна
  5. Экологична
  6. Ресурсирована
  7. Спланирована

 Хорошо сформулированный результат

  1. Позитивно ли сформулирована цель?

Сформулирована ли ваша цель позитивным образом? Имеется ввиду не радостным, или добрым образом, а позитивным в смысле без отрицания. Математически позитивным языком. Человеческий разум не обрабатывает негативные репрезентации непосредственно. Какие цели не соответствуют этому требованию: бросить курить, что бы голова не болела, не жить с этим человеком.

  1. Конкретна ли цель?

Конкретна ли цель? Вы сами представляете, что это? Вы можете представить результат? Вы можете его описать: что вы будете видеть, слышать, ощущать, когда достигнете результата? Все ли каналы восприятия вы используете при постановке цели? Хочу быть здоровым… Это как? Что конкретно вы будете делать, чувствовать, ощущать, когда будете здоровым? Хочу быть богатым… Это сколько? В рублях? В долларах? В тугриках? За месяц, за день, за год? На свободе?

  1. Центрирована ли цель?

Зависит ли достижение результата от вас, ваших действий и мышления? Принцип личной вовлечённости. Если часть действий не зависит от вас, то зависит ли от вас делегирование? Если достижение результата вообще от вас не зависит, то корректно ли ставить такую цель? Примеры таких целей: что бы муж перестал пить, что бы он вернулся, что бы зарабатывал, или хочу, что бы кончилась война, что бы цены в магазинах не поднимались.

  1. Имеет ли цель сроки?

Ясны ли даты и время достижения результата, или они не определены? Когда это произойдет? Установлена сроки конечного результата и сроки контроля промежуточных этапов? Любое ли время можно потратить на достижение результата? Например, выйти за муж когда-нибудь, когда ни будь выздороветь, с годами улучшить свое материальное состояние, увеличить продажи со временем.

  1. Экологична ли цель?

Вы точно хотите именно этого? Этого хотите именно Вы? Может быть этого хотят политики, или маркетологи, или ваши родители, или ваши жёны и мужья? Может быть вам рассказали, что вы «достойны большего», что вы можете «управлять мечтой» в виде какого-то предмета, или что у вас «при всем богатстве выбора другой альтернативы нет». Когда вы достигните результата, то что вы получите? Может быть это и есть ваша настоящая цель?

Каким вы будете, когда достигните результата? Достижение цели возможно любым путем, любой ценой? Та цена, которая будет заплачена за результат вас устраивает? Или это слишком дорого для такой цели? Вам вообще нужен такой результат? Что измениться, когда вы достигните результата? Вам будет лучше, когда вы его достигните? Во всем будет лучше?

Кому будет хуже по достижению вами результата? Соответствует ли результат вашим жизненным и личным ценностям? Не переступаете ли вы ради достижения цели через себя? Может быть ради этого и стоит достичь цели – достигая результат вы меняетесь и становитесь другим.

  1. Имеются ли ресурсы?

Что у вас есть для реализации цели? Какие ресурсы: силы, время, знания, деньги, инструменты, знакомые, близкие. Кто и чем может помочь вам в получении результата. Из того, что вы не можете сделать, что можно делегировать? Кому, наиболее сильному в своей области, можно делегировать часть работы? Если каких-то ресурсов нет, то где их можно взять?

Ограничения: почему вы не сделали это раньше? Что мешало вам сделать то, о чем вы сейчас говорите? Нет ли сейчас этих же ограничений? Каких ресурсов не хватало в прошлом для достижения цели и есть ли они сейчас? Вы знаете, где их взять? Кто нибудь знает, где их взять? Вам не хватает знаний, или навыков? Что будет если это случиться?

 

 

Что будет если это случиться?

 

 

 Что будет если это не случиться?

 

 

Чего не будет если это случиться?

 

 

 Чего не будет если это не случиться?

  1. Спланирована ли работа?

Что конкретно вы будете делать для достижения результата? Какие составные части можно выделить в вашей работе? Какие этапы есть на этом пути? В какие моменты времени следует проверить так ли все идет, как вы запланировали? Вы знаете, что вы будете делать сначала? Каков ваш первый шаг?

Что вы сделаете прямо сейчас, или сегодня для реализации вашего плана?

Арсений Гуричев

Гипноз. Регрессия в корень проблемы

Разберём действительно работающую терапию последствий ранней психотравмы, проявляющейся сейчас страхом. Так же как страх можно проработать практически любой симптом: тревогу, тоску, обиду, вину и даже нозологию — физически проявленное заболевание: аллергию, экзему, головную боль и т.д.

Психолог Старый Оскол

Фото: Sebastien Marchand

Иван боится собак

Иван боится собак, и ничего не может с этим поделать. При виде собаки, особенно среднеразмерной, или крупной у него начинается дрожь, сердце в груди бьётся, потеют ладони, а в коленях развивается слабость. Чувствует он себя в это время отвратительно (так же как Лидия чувствует себя в стоматологическом кресле). Иван пытался совладать с этой проблемой: делал вид что не боится собак, ходил к психологу с которым разговаривал, занимался аутотренингом, завёл себе собаку и… отдал её в питомник, потому что перестал спать по ночам в присутствии собаки.

Иллюзия ясности

Ивану кажется, что он понимает «откуда ноги растут» — это произошло в 18 лет, когда его укусила собака, которая неожиданно выбежала из двора. Рана была не очень большая, но потребовала хирургической обработки и превентивного лечения от бешенства. Именно с той поры Иван боится собак (как и Лидия боится стоматологов с той поры, как испытала внезапную острую боль при лечении канала зуба). Всем всё понятно, но страх от этого никуда не девается. В чём дело? В ошибке теории.

Верхушка айсберга

Иван с психологом рассматривают проблему с момента осознаваемой психотравмы – с момента нападения собаки, который был в 18 лет и который Иван помнит. В действительности же психотравма Ивана имеет структуру капустного кочана, в котором есть корень (ядро) и намотаны последующие слои, при этом из-под поверхностных слоёв не видно средних и глубоких.

Как и в случае с аллергией имеет место сенсибилизация, приводящая к повышению реактивной чувствительности организма на небольшой раздражитель, при чём, повторное введение вещества вызывает всё большую и большую реакцию: первый укус пчелы приводит к местному покраснению и припухлости, второй укус пчелы – к покраснению и припухлости всей руки, третий укус пчелы – к шоку. Не верно считать только последний укус пчелы причиной аллергии.

Психотравма и рождение симптома

Психолог в Старом Осколе

На линии времени сегодня имеется симптом, например, страх собак, но возникнуть он мог не обязательно в осознанном возрасте, или мог возникнуть в осознанном возрасте, но ввиду свой тяжести был забыт – вытеснен в «тень». Так, 3 летний Иван не знал, что собаки опасны и приблизился к собаке, грызущей кость во дворе. Собака проявила агрессию, и на бессознательном уровне (подсознание) возникло убеждение, что собаки представляют опасность.

Если бы каждое событие, сопровождающееся испугом, или другим неприятным ощущением маркировалось подсознанием как представляющее опасность, то человек перестал бы выходить из дома – для закрепления нужно ещё 1-2 травмирующих события, подтверждающих опасность явления.

Жизнь до рождения

Рождение – это не начало жизни, до момента рождения ребёнок проживает в среднем 9 месяцев и психотравма может произойти в утробе матери, что сознательно человек уж точно не помнит. Мама могла, будучи беременной, быть напуганной, например, ситуацией опасности на улице, или на дороге, и стрессорные вещества, выделившееся в кровь могли подействовать на плод, заложив корень (ядро) будущего симптома.

Шоры ума

Исходя из вышеуказанного для разрешения проблемы следует работать с корнем (ядром) проблемы. Возврат по линии времени (регрессия) будет полным в условиях отсутствия критического контроля сознания, которое:

имеет на этот счёт какую-то теорию,

не пускает в область боли,

удерживает в социальных и культуральных рамках,

использует только опыт, кодируемый названиями:

то, названия чего сознание не имеет отсутствует в сознании – «нет названия – нет предмета». Регрессию без критического контроля сознания можно провести посредством обращения к бессознательной части, т.е. гипнорегрессией.

Терапия гипнорегрессией

Психолог в Старом Осколе

Гипнорегрессия – инструмент возврата в психотравму с возможностью перепроживания травмирующей ситуации с сегодняшними ресурсами: опытом, силой, мудростью, физическими кондициями, или перепроживание ситуации с её изменением из травмирующей в нейтральную, или даже в ресурсирующую – обретение опыта, а не повреждение, или перепроживание ситуации с реализацией невыраженной тогда реакции, на гипнорегресии её можно изменить «там и тогда» как будто «здесь и теперь».

Для нейросети нет большой разницы какое воспоминание останется в ней о событии — «реальное», или сконструированное, зато для сегодняшней жизни такая разница есть – жить с симптомом, или без него. Так же перепроживаются все подобные психотравмирующие ситуации по линии жизни от первой до сегодняшнего дня.

Жизнь в новом свете

Психолог в Старом Осколе

Иван, проработавший первичное событие, в котором был заложен корень будущего страха собак и перепроживший все подобные ситуации по линии времени от прошлого до настоящего освободился от страха и зажил более полно (как и Лидия, проработавшая страх стоматолога). Остаётся проработать продукт страха…

Миша накакал на ковёр

У Ивана есть сосед по даче, Миша. Миша – алкоголик, и его нравственность хромает. Однажды, когда Иван утомился от Мишиного поведения он выпроводил незваного гостя из дома, но Миша решил напоследок оставить о себе напоминание и накакал на ковёр в комнате Ивана. Теперь Миши нет в комнате Ивана, но следы остались — требуется очистка помещения и проветривание. В случае со страхом после проработки корня (ядра) проблемы требуется очистка психики от продуктов страха, и здесь можно использовать психокатализ.

Разговорный жанр в психологии

В случае необходимости терапии нерационально тратить время на увещевания или аффирмации (они нужны для другого), как правило, во время разговора ничего не происходит — консалтинг не заменяет терапию. Выражение чувств несёт такую же пользу, как уборка пыли – через 2 дня пыли на поверхностях ровно столько же, как и до уборки… Так же здесь неэффективно осознание проблемы, или принятие: от того, что Иван признаёт страх собак (а Лидия признаёт страх стоматолога) страх никуда не девается.

Решение найдётся!

Если статья Вам понравилась — не держите в себе, поделитесь с друзьями, нажав кнопки соцсетей. Это может кому то здорово помочь.

Арсений Гуричев